Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон) предусматривает два варианта защиты прав: в досудебном и судебном порядке. Досудебный порядок выражается в том, что потребитель может предъявить требование о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнению). При обнаружении некачественно оказанной услуги или некачественного товара, потребителю необходимо подготовить претензию и вручить её лично или направить почтой (с описью вложенных документов) непосредственно исполнителю, с которым был заключён договор.
Претензия составляется в 2- х экземплярах, а копии документов (договор, квитанции об оплате, акт приёма-сдачи и.т.д.) прилагаются к ней.
Текст претензии составляется в произвольной форме и должен содержать:
- реквизиты лица, с которым подписан договор (ФИО и должность руководителя, название организации, юридический, либо фактический адрес);
- ФИО заявителя и адрес его проживания, так же можно указать другие контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты);
- номер и дата договора оказания услуг;
- сумма по договору и реквизиты документа, подтверждающего оплату;
- обязательства, которые должна была выполнить организация, с которой подписан договор;
- описание того, что не устроило заказчика, что не выполнил исполнитель;
- статья закона, позволяющая обратиться к исполнителю с требованиями по исправлению ситуации;
- требования заказчика (что должен выполнить исполнитель): вернуть деньги, оказать услугу надлежащим образом, возместить ущерб и пр.;
- срок, в течение которого исполнитель должен удовлетворить требования потребителя;
- подпись лица, написавшего претензию, дату.
Отношения потребителя и исполнителя услуг регулируются ст. 29 Закона, согласно которой потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказания услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
- возмещения понесённых расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Отношения потребителя и продавца некачественного товара регулируются ст. 18 Закона, согласно которой потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Если в установленный срок потребитель не получит письменного ответа на претензию или получит отказ в удовлетворении своих требований, то он имеет право обратиться в суд.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору потребителя (истца) в суд согласно п.2 ст.17 Закона о защите прав потребителей):
- по своему месту жительства или по месту пребывания;
- по месту нахождения ответчика;
- по месту заключения или исполнения договора;
- по месту нахождения филиала организации или представительства. При обращении с иском в суд, потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (п.3 ст.17 Закона о защите прав потребителей, п.п.4 п.2 и п.3 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).
При необходимости получения консультаций, оказании помощи в составлении претензий, исковых заявлений, вы можете обратиться в Консультационный пункт, Ирбитского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» по адресу: г. Ирбит, ул. Мальгина, д. 9 каб. 36, телефон 8(34355)6-36-28.
А. Вострова
юрисконсульт отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей
- 33 просмотра