Так совпало – вечером того дня, когда мы находились на одном из почтовых маршрутов, средства массовой информации сообщили: с 1 июля не продлён контракт с генеральным директором «Почты России». Имя Дмитрия Страшнова стало широко известным в стране в 2015 году, после нашумевшей истории с получением вознаграждения по итогам предыдущего года в размере 95,4 миллиона рублей. Сам Дмитрий Евгеньевич считал, что эта сумма досталась ему вполне заслуженно, в соответствии с условиями контракта – за результаты, достигнутые возглавляемым им государственным учреждением. Прокуратура же установила: при расчёте бонуса сумма месячного оклада была завышена в восемь раз. Однако каких-либо правовых воздействий не последовало.
Ещё не зная о переменах, мы с моими спутниками – водителем Александром Леонидовичем Юдиным и почтальоном по сопровождению почты Станиславом Горичевым – просто не могли обойти вниманием эту тему. На фоне скандальной премии первого лица, в обществе могло сложиться мнение, что и все труженики почтового ведомства если не миллионеры, то вполне обеспеченные граждане.
В действительности же у рядовых работников за два последних года зарплата изменилась… в меньшую сторону, на две-три тысячи рублей: у водителей – до 12, почтальонов по сопровождению – до 10 тысяч. Пояснялось, что в связи с дефицитом средств. Хотя работа связана с повышенной ответственностью за доставку груза. Неслучайно по регламенту сопровождающим полагается табельное оружие. К счастью, за шесть лет в этой должности Станиславу не потребовалось им воспользоваться.
В общей сложности по Ирбитскому почтамту, как известно, обслуживающему шесть территорий (Ирбит, Ирбитский район, Тавду, Таборы, Туринск, Туринскую Слободу) насчитывается тринадцать маршрутов. Причём десять из них берут начало на страховом участке почтамта и три – из Тавды (далее – в Таборы), куда доставка груза, как и в Ирбит, осуществляется непосредственно с прижелезнодорожного почтамта Екатеринбурга.
Средств – в обрез не только на зарплату, но и на транспорт. Наша «Газель» едет со скрипом (как выяснилось, резервная, а основная, закреплённая за А. Л. Юдиным – в ремонте, в ожидании запчастей) и немудрено – она самая «древняя», 2002 года выпуска.
Общий парк – двадцать три автомобиля, возрастом от 2 до 15 лет, при нормативе – 8. Со всем этим хлопотным богатством приходится управляться начальнику транспортного цеха Сергею Павловичу Нескородеву.
Начинаем с доставки периодической печати, писем, бандеролей, посылок по трём городских отделениям связи (ещё одно – в субботу на выходном), а далее – по сельским. Оставляем ценный груз в Дубском отделении и следуем в Гуни, где нас ожидает почтальон Н. П. Быкова. Двадцать лет Надежда Петровна возглавляла местное отделение связи, а после его закрытия семнадцать лет трудится почтальоном. Несмотря на пенсионный возраст остаётся в строю: скучно без дела. На её попечении деревня Бархаты, Гуни и Азёва, которые фактически рядом, за пять километров, и Юдина – за шесть. Правда, в первой – из постоянных жителей единственный пенсионер, во второй из более трёх десятков – ни одного подписчика газет и журналов. А с доставкой пенсий, писем, другой корреспонденции транспортом выручает сын, приезжающий из города, либо сама нанимает автомобиль у односельчан.
По Алапаевскому тракту из четырёх территорий наиболее читающей оказалась Ключевская. В нынешнем мае здешнее отделение связи обосновалось на новом месте – в одной из квартир жилого дома. Прежнее помещение, арендовавшееся у банковского учреждения, пришлось оставить в связи с его закрытием и продажей площадей другому лицу. Теперь «квадратов» меньше, но заведующая Е. В. Хлупина полагает, что хватит и этих, а сделать их уютнее – уже их собственная с почтальонами задача. На этой должности Елена Васильевна четверть века и в своих возможностях не сомневается.
На пять лет больший стаж у заведующей Рудновским отделением Л. Г. Бушуевой. Единственная из ирбитчан и одна из троих по почтамту, Любовь Георгиевна нынче отмечена благодарностью министра связи и массовых коммуникаций РФ. Её волнует год от года растущий объём отчётности (хотя услуг не прибавляется, но увеличивается количество обновлённых программ, требующих освоения), низкий уровень зарплат, особенно у почтальонов (при трёхдневной рабочей неделе они получают меньше шести тысяч рублей).
Такой же стаж и верность профессии у заведующей Бердюгинским отделением Таисьи Александровны Поличинской. Сюда мы совершаем повторный, на обратном пути, заезд (в отличие от трёх предыдущих пунктов маршрута, где сразу происходил обмен поступившей и отправляемой корреспонденции). Следом заезжаем в Дубскую и в городские отделения связи – для максимального сокращения срока доставки, фиксируемого по каждому отправлению на сайте «Почты России».
Согласно правилам, регистрация почтовой корреспонденции должна быть произведена не позднее 24 часов со времени поступления. Все перемещения – в открытом доступе.
Итоговый пробег – 220 километров. Не самый протяжённый маршрут – в соседние районы бывает и до 400.
Да и ещё и с препятствиями – нынче не только в весенний, но и в летний период почтовикам приходилось пользоваться понтонными, паромными и лодочными переправами… И тут как нельзя к месту – опыт. Самый большой, свыше двадцати лет – у почтальона по сопровождению почты Александра Евгеньевича Шаламова.
Приветствуется передача профессиональных навыков и по семейной линии. В отделении связи «Зайково-1», что на посёлке УЖД, рядом с заведующей отделением Галиной Геннадьевной Овчинниковой трудится оператором её дочь Наталья. Начальник Ретневского отделения связи Анастасия Мустафина в своё время приняла эстафету от мамы – Антонины Петровны Дымшаковой. По стопам оператора почтовой связи Татьяны Михайловны Иванниковой пошла её дочь Надежда, а теперь трудится на более высокой ступени: Н. Барышникова – оператор учебного класса почтамта, где не только осваивают азы новой профессии, но и получают новички консультации, повышают квалификацию сотрудники с практическими навыками.
К слову, технический прогресс коснулся и почтальонов – их начинают снабжать переносными кассовыми аппаратами, которые позволяют осуществлять на дому услуги по подписке, взиманию различных платежей. Заметим: у городских почтальонах при меньшем, чем у сельских, «пробеге», но работающих в пяти, а то и шестидневном (за отсутствующего по уважительной причине коллегу) режиме, за последние два года зарплата подросла заметно – до 15-20 тысяч, в зависимости от объёма выполненной работы. Поэтому тут заполнен банк вакансий, более того – имеется «список ожидания».
Между тем, существуют и отрицательные результаты современных перемен: на пути почтальонов появляются преграды в виде кодовых замков, домофонов на дверях подъездов многоквартирных домов, а отсутствие во многих домах почтовых ящиков не позволяет вовремя и без потерь донести до потребителя периодическую печать и письма, в том числе служебного назначения. Поэтому сотрудники почты призывают получателей к взаимопониманию…
Лев ПОЛИЩУК.
Фото автора.
Газета "Восход" №51, 2017 г.
- 275 просмотров