Нередко граждане и, более того, органы государственной власти, обращаются за справками и выписками из домовых книг о проживающих в определенной квартире членах семьи либо о зарегистрированных в помещении по определенному адресу. Чаще всего речь идет о так называемой «Справке с места жительства». Разберемся, законны ли требования о предоставлении таких справок.
Основными актами, регламентирующими процедуру выдачи соответствующих справок, являются:
1) Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 (далее — Правила № 713).
2) Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984 (Зарегистрировано в Минюсте России 05 апреля 2018 г. № 50635) (далее — Административный регламент).
Обращаем внимание, что Приказ ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» с 16 апреля 2018 г. утратил силу и с 17 апреля 2018 г. применяется Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984.
Справки о зарегистрированных гражданах
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
В соответствии с п. 2 Правил № 713 органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным Правилами № 713 (п. 4 указанных Правил № 713). Согласно перечню, к таким ответственным относятся:
1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.
2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.
4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.
Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2014 г. № 809 изменено наименование перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов. До внесения изменений он именовался — перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию. С 2014 г. указанные в перечне организации самостоятельно регистрацию не осуществляют, осталась только обязанность передавать имеющиеся у них сведения в установленный законом срок.
Таким образом, собственники, самостоятельно управляющие своими домами, ТСЖ, ЖСК, УО (далее — управляющие организации) являются ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации. Управляющие организации не осуществляют регистрационный учет, а выполняют своеобразную роль посредников между гражданами и органом регистрационного учета. Управляющие организации не обладают информацией обо всех зарегистрированных гражданах и снятых с регистрации, поскольку регистрация возможна и через иные организации (непосредственно через регистрирующий орган, МФЦ, отделы вселения и регистрационного учета, жилищные агентства и др.). Предоставление справок в таком случае будет носить явно недостоверный характер.
Данный вывод подтверждает и анализ норм Административного регламента.
Так, п. 23 Административного регламента установлено, что государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется органами регистрационного учета.
В соответствии с п. 24 Административного регламента в предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии, и организации федеральной почтовой связи.
Основанием для начала административной процедуры является подача лично заявителем заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформленных надлежащим образом на бумажном носителе ответственному лицу с представлением документов, предусмотренных пунктами 40, 41, 44-50 Административного регламента (п. 90 Административного регламента).
Заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета представляются ответственному лицу либо в орган регистрационного учета по месту нахождения жилого помещения за исключением случая, предусмотренного подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента (п. 92 Административного регламента).
Отметим, что после приема у гражданина подготовленного комплекта документов ответственные лица обязаны в течение трех календарных дней передать их в орган регистрационного учета (пп. 93.4 п. 93 Административного регламента). Управляющая организация не подготавливает документы на регистрацию (снятие с учета), она их только принимает и передает.
Заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета представляются в орган регистрационного учета по месту нахождения жилого помещения п. 92 Административного регламента.
Особое внимание обратим на то, что в соответствии с Административным регламентом с 17 апреля 2018 г. отменены домовые (поквартирные) книги (форма 11), поквартирные карточки (форма 10), а также карточка регистрации (форма 9). Следовательно, к компетенции управляющих организаций не относится ведение книг регистрационного учета, домовых книг (которые отменены), выдача справок и иных документов, касающихся регистрации граждан Российской Федерации.
Вместо форм 9,10,11 выдаются свидетельства о регистрации по месту жительства или пребывания (формы 8 и 3).
Соответственно, нотариусы, банки и иные органы не могут больше требовать подобные справки, поскольку выдать их НЕКОМУ.
Что делать с имеющимися домовыми (поквартирными книгами), карточками законодатель прямо не указывает. В связи с отсутствием возможности вести учет и выдавать справки, логичным предполагается передача домовых (поквартирных) книг в архивы.
Вывод
Есть сотрудники государственных органов, которые работают «ПО СТАРИНКЕ», не следя за изменениями в законодательстве. Справки, выданные неуполномоченной организацией, информацию достоверно подтвердить не могут, а в случае их выдачи являются недействительными.
Соответственно, справки о регистрации по месту жительства (пребывания), о составе семьи (ранее — справки по форме № 9, 10) и иные подобные справки Законом не предусмотрены, а требования граждан, организаций и государственных органов об их предоставлении незаконны.
Кроме того, 01 ноября 2016 года, правительство РФ, распоряжением № 2326 утвердило перечень из 85 видов документов и сведений, которые есть в распоряжении у органов государственной власти, которые могут потребоваться государственным учреждениям при предоставлении гражданам государственных услуг и которые запрещено требовать у заявителей.
К таким сведениям, кроме прочего относятся, сведения о регистрации по месту жительства и месту пребывания гражданина Российской Федерации (п. 12, 13 Распоряжения Правительства РФ от 1 ноября 2016 г. № 2326-р).
Начальник отдела
Аршинова Г.Н.
- 244 просмотра