с 8 июня 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июня 2018 года № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – ФЗ-163).
До вступления в силу ФЗ-163 законодательством Российской Федерации была предусмотрена постановка иностранного гражданина или лица без гражданства (далее – иностранный гражданин) на учет по месту пребывания у физических или юридических лиц, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Данная правовая норма неопределенность не позволяла однозначно определить, кто конкретно должен выступать в качестве принимающей стороны: лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает, или лицо, у которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность (находится), и соответственно, кто подлежит ответственности за нарушение правил миграционного учета.
Принятый закон направлен на устранение указанной правовой неопределенности. Положениями ФЗ-163 уточнены понятия «место пребывания» и «принимающая сторона», а также конкретизированы основания постановки на учет в зависимости от места пребывания.
В качестве места пребывания сохраняются жилое помещение, не являющееся местом жительства, и иное помещение (в случаях, установленных федеральным законом), введено новое условие о необходимости фактического проживания иностранного гражданина в этих помещениях (регулярного использования для сна и отдыха).
В силу внесенных изменений физическое или юридическое лицо является принимающей стороной для иностранного гражданина в случае предоставления в соответствии с законодательством Российской Федерации данному иностранному гражданину жилого или иного помещения для фактического проживания. Постановка на учет по месту пребывания иностранного гражданина в данном случае осуществляется по адресу предоставленного жилого или иного помещения.
В том числе в качестве принимающей стороны могут выступать физические и юридические лица, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение, которое предоставлено принимающей стороне во владение и (или) пользование на основании гражданско-правового договора с правом предоставления данного помещения третьим лицам. В данном случае, кроме документов, необходимых для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания и предусмотренных пунктом28 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9, рекомендуется предложить принимающей стороне дополнительно предоставить гражданско-правовой договор.
Кроме того, иностранный гражданин подлежит постановке на учет по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.
Иностранный студент, проживающий в период обучения в съемном жилом помещении, подлежит остановке на учет по адресу этого жилого помещения. Принимающей стороне для данного иностранного студента будет являться лицо, предоставившее ему это помещение, и на которое возлагается обязанность по предоставлению необходимых документов для постановки иностранного студента на учет по месту пребывания. Вместе с тем, обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обязанность по предоставлению в территориальный орган МВД России документов, необходимых для продления срока временного пребывания иностранных студентов, возложена на образовательную организацию.
В отношении иностранных граждан, поставленных на учет по месту пребывания до вступления в силу ФЗ-163, не требуется переоформление постановки на учет по месту пребывания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 ФЗ-109 иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом, не подлежит ответственности за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом возложена на соответствующего иностранного гражданина.
Однако, представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (часть 1 статьи 19.27 КоАП РФ).
Обращаем внимание, что привлечение иностранного гражданина к административной ответственности по части 1 статьи 19.27 КоАП РФ влечет и принятие в отношении него решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в соответствии с подпунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета (часть 4 статьи 18.9 КоАП РФ), если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот тысяч рублей.
Кроме того, представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине, либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, квалифицируется по части 2 статьи 19.27 КоАП РФ и влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати пяти до пятидесяти тысяч рублей; а юридических лиц – от трехсот пятидесяти до восьмисот тысяч рублей.
В случае выявления признаков преступлений и административных правонарушений, связанных с организацией незаконной миграции, фиктивной регистрацией и постановкой на учет иностранных граждан, незамедлительно проводится проверка в соответствии с действующим законодательством.
В случае подтверждения факта фиктивной постановки иностранных граждан на миграционной учет по месту пребывания (месту жительства) решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статьям 322.2, 322.3 УК РФ.
В данном случае иностранный гражданин снимается с регистрационного учета в соответствии с Приказом ФМС России от 09.12.2014 № 649 «Об утверждении Порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, и Порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении».
В отношении лиц, снятых с учета по месту жительства или по месту пребывания на основании решения органа миграционного учета при установлении факта фиктивной постановки на учет выносится решение об аннулировании видов на жительство, разрешений на временное проживание, разрешений на работу или патентов, а также о неразрешении въезда в Российскую Федерацию на основании подпункт 2 статьи 26 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть сокращен, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
В соответствии с Приказом МВД России от 18.12.2017 № 933 «Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случаях, если:
- иностранный гражданин превысил срок пребывания в Российской Федерации в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток;
- в отношении иностранного гражданина, временно пребывающего на территории Российской Федерации, принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным статьями 26 и 27 Федерального закона от 20 апреля 2014 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
При выявлении иностранных граждан, в отношении которых приняты решения о сокращении сроков пребывания, незамедлительно проводятся мероприятия, предусмотренные пунктом 24 Приказа МВД России № 933, а именно: вручается уведомление о принятом решении о сокращении срока временного пребывания, в миграционной карте данного иностранного гражданина проставляется отметка о сокращении срока временного пребывания, с последующим направлением копии уведомления в подразделение, принявшее решение о сокращении сроков пребывания.
При получении уведомления о сокращении срока временного пребывания иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в установленные законом сроки (3 дня для временно пребывающих, 15 дней для временно и постоянно проживающих иностранных граждан).
В случае невыезда данного иностранного гражданина из Российской Федерации в установленные законодательством сроки выносится решение о его депортации.
ОВМ МО МВД России «Ирбитский»
- 62 просмотра