Защита прав потребителей: досудебный и судебный порядок

10.04.2019 - 16:31 Опубликовал: Администратор

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон) предусматривает два варианта защиты прав: в досудебном и судебном порядке. Досудебный порядок выражается в том, что потребитель может предъявить требование о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнению). При обнаружении некачественно оказанной услуги или некачественного товара, потребителю необходимо подготовить претензию и вручить её лично или направить почтой (с описью вложенных документов) непосредственно исполнителю, с которым был заключён договор.

Претензия составляется в 2- х экземплярах, а копии документов (договор, квитанции об оплате, акт приёма-сдачи и.т.д.) прилагаются к ней.

Текст претензии составляется в произвольной форме и должен содержать:

  • реквизиты лица, с которым подписан договор (ФИО и должность руководителя, название организации, юридический, либо фактический адрес);
  • ФИО заявителя и адрес его проживания, так же можно указать другие контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты);
  • номер и дата договора оказания услуг;
  • сумма по договору и реквизиты документа, подтверждающего оплату;
  • обязательства, которые должна была выполнить организация, с которой подписан договор;
  • описание того, что не устроило заказчика, что не выполнил исполнитель;
  • статья закона, позволяющая обратиться к исполнителю с требованиями по исправлению ситуации;
  • требования заказчика (что должен выполнить исполнитель): вернуть деньги, оказать услугу надлежащим образом, возместить ущерб и пр.;
  • срок, в течение которого исполнитель должен удовлетворить требования потребителя;
  • подпись лица, написавшего претензию, дату.

Отношения потребителя и исполнителя услуг регулируются ст. 29 Закона, согласно которой потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказания услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
  • возмещения понесённых расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Отношения потребителя и продавца некачественного товара регулируются ст. 18 Закона, согласно которой потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Если в установленный срок потребитель не получит письменного ответа на претензию или получит отказ в удовлетворении своих требований, то он имеет право обратиться в суд.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору потребителя (истца) в суд согласно п.2 ст.17 Закона о защите прав потребителей):

  • по своему месту жительства или по месту пребывания;
  • по месту нахождения ответчика;
  • по месту заключения или исполнения договора;
  • по месту нахождения филиала организации или представительства. При обращении с иском в суд, потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (п.3 ст.17 Закона о защите прав потребителей, п.п.4 п.2 и п.3 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).

При необходимости получения консультаций, оказании помощи в составлении претензий, исковых заявлений, вы можете обратиться в Консультационный пункт, Ирбитского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» по адресу: г. Ирбит, ул. Мальгина, д. 9 каб. 36, телефон 8(34355)6-36-28.

А. Вострова
юрисконсульт
отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей

Рубрика
Теги
защита прав потребителей
 

Похожие новости

18.02.2019 - 15:01Общество15

Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15 марта начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации. Его тематику по сложившейся традиции определяет Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International - CI) и в 2019 году он проходит под девизом «Trusted Smart Products» - Цифровой мир: надежные смарт-устройства. К смарт-устройствам традиционно относится… подробнее

18.02.2019 - 14:49Общество19

На территории города Ирбита, Ирбитского, Слободо-Туринского, Тавдинского, Таборинского и Туринского районов Свердловской области осуществляет деятельность консультационный пункт защиты прав потребителей. По итогам деятельности за 2018 года специалистом консультационного пункта для потребителей оказано 775 консультаций по вопросам защиты прав потребителей. Структура обращений за указанный период выглядит следующим… подробнее

18.02.2019 - 14:46Общество13

Консультационный пункт Ирбитского Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, Ирбитского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» оказывает юридическую помощь гражданам проживающим в городе Ирбит, Ирбитском, Слободо-Туринском, Тавдинском, Таборинском и Туринском районах по следующим вопросам потребительского законодательства: продажа непродовольственных и… подробнее

12.12.2018 - 15:15Общество39

Оператор связи может оказывать не только телематические услуги связи, но и услуги, технологически неразрывно связанные с телематическими услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии и им соблюдаются требования, предусмотренные Правилами оказания телематических услуг связи. Перечень услуг, технологически неразрывно связанных с телематическими… подробнее

09.11.2018 - 20:58Общество22

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе (банке), режиме его работы и оказываемых услугах. Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг, на русском языке, а также дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках… подробнее

09.11.2018 - 20:47Общество13

Договор банковского вклада (депозита) - соглашение, по которому одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика – физического лица) или поступившую для нее денежную сумму (вклад) в валюте РФ или иностранной валюте в целях хранения или получения дохода, обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Договор банковского счета –… подробнее

08.10.2018 - 12:29Общество141

В Консультационный пункт по защите прав потребителей Ирбитского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обратился житель г. Ирбита за оказанием помощи в защите его потребительских прав. Специалистом консультационного пункта установлено, что гражданин Б. в августе 2017 г. заключил Договор купли-продажи смартфона, стоимостью 9 990 рублей с ООО «Евросеть-Ритейл». В процессе эксплуатации… подробнее

29.01.2018 - 13:30Общество42

Консультационный пункт Ирбитского Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, Ирбитского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» оказывает юридическую помощь гражданам по следующим вопросам потребительского законодательства: продажа непродовольственных и продовольственных товаров; услуги: финансовые, бытовые, коммунальные, туристские, медицинские,… подробнее

29.01.2018 - 13:20Общество37

На территории города Ирбита Свердловской области осуществляет деятельность консультационный пункт для потребителей, созданный на базе Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Ирбите, Ирбитском, Слободо-Туринском, Тавдинском, Таборинском и Туринском районах». По итогам деятельности за 2017 год специалистом консультационного пункта для потребителей оказано 739  консультаций  по вопросам защиты прав потребителей.… подробнее

27.10.2017 - 15:56Общество22

С целью оказания консультационной и практической помощи в восстановлении нарушенных прав потребителей для жителей г. Ирбита, Ирбитского, Слободо-Туринского, Тавдинского, Таборинского и Туринского районов с 30 октября по 03 ноября 2017 г. организована «горячая линия» по вопросам финансовых услуг в рамках Всероссийской недели сбережений. Все желающие могут задать свои вопросы по указанным телефонам, также получить… подробнее